Доступная среда

 

Показатель

Наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Нормативное обеспечение

Локальные нормативные акты (с внесением изменений)

Положение об организации обучения в УрФУ студентов с ограниченными возможностями здоровья – СМК-ПВД-6.1-01-53-2014

Закрепление функций по организации образовательного процесса за структурными подразделениями

Школа бакалавриата, директор школы Ходырев Александр Анатольевич, тел. (3435) 25-58-83

Ведение специализированного учета

В институте осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах поступления и обучения.

В рамках работы по трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ оказывается приоритетная помощь и содействие, в том числе осуществляется поиск потенциальных работодателей, предоставляющих работу, требующую высокой квалификации, но не требующую ежедневного присутствия специалистов данной категории в той организации, где они будут работать.

Особенности приема инвалидов и лиц с ОВЗ

Сотрудник отборочной комиссии, ответственный за взаимодействие с абитуриентами-инвалидами и их родителями

Ответственный секретарь отборочной комиссии – Шляпников Юрий Лоэнгринович, (3435) 25-56-10

Правила приема

http://nti.urfu.ru/data/public/image/icon/acrobat.gif Правила приема граждан на обучение по программам бакалавриата и специалитета в 2020 году

Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов

http://nti.urfu.ru/data/public/image/icon/acrobat.gif Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Реализация требований по доступности зданий и сооружений института и безопасного в них нахождения

Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека

На территории института предусмотрены места для парковки автотранспорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вход в здание учебного корпуса, расположенного по адресу: 622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 59 (литер: А, а, а1, а2, а3), оборудован пандусом с поручнями, установлена кнопка вызова помощи для инвалидов.

Вход в здание учебного корпуса, расположенного по адресу: 622007, Свердловская область, г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, д. 14а (литер А, А1, А2, А3), оборудован пандусом с поручнями, установлена кнопка вызова помощи для инвалидов.

На входах в здания установлены тактильные таблички с информацией о наименовании и графике работы образовательной организации, на контрастном фоне с дублированием шрифтом Брайля.

У входов в здания размещена противоскользящая лента.

Обеспечение доступа в помещения осуществляется при помощи волонтеров.

Обеспечен доступ лиц, являющихся слепыми и использующих собаку-поводыря, в здания института.

На прозрачные двери внутри учебных корпусов наклеен знак «Желтый круг».

В здании учебного корпуса, расположенного по адресу: 622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 59, оборудовано помещение санитарно-бытового назначения (туалет) для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В УрФУ на постоянной основе работает Координационная группа по инклюзивному образованию, целью которой является обеспечение эффективности взаимодействия структурных подразделений университета, участвующих в обеспечении условий инклюзивного образования (приказ по университету №858/03 от 17.11.2015 года).

Проведено техническое обследование здания и территории на предмет доступности маломобильными группами населения, получены рекомендации мероприятий по обеспечению доступности маломобильными группами населения.

Разработаны паспорта доступности для инвалидов объектов института и предоставляемых на них услугах в сфере образования.

Разработана дорожная карта по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов института и предоставляемых на них услуг на период до 2030 года.

Сотрудники института ознакомлены с методическим пособием по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, и оказания при этом необходимой помощи.

По требованию предоставляются услуги ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в т.ч. услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Кадровое обеспечение

Наличие в штате сотрудников для работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ

Привлечение при необходимости сурдопереводчика, тифлопедагога, педагога-психолога на период обучения студента-инвалида или студента из числа лиц с ОВЗ

Сопровождение вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ

http://nti.urfu.ru/data/public/image/icon/acrobat.gif Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Информационная открытость

Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей

На официальном сайте имеется раздел «Доступная среда», отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.

На сайте имеются версия для слабовидящих: AAA

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Подраздел "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса" специального раздела "Сведения об образовательной организации" содержит информацию о материально-техническом обеспечении, в том числе приспособленном для инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов,
  • сведения о наличии объектов для проведения практических занятий,
  • сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся,
  • сведения о наличии объектов спорта,
  • сведения о наличии библиотек,
  • сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
  • перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечен доступ обучающихся.

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Разработка адаптированных основных образовательных программ.

Выбор методов обучения, исходя из их доступности

Институтом предусмотрена адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья, в частности:

- для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена возможность обучения по индивидуальному учебному плану в сроки, установленные федеральными государственными образовательными стандартами и самостоятельно установленными образовательными стандартами;

- при составлении индивидуального графика обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий и организации самостоятельной работы обучающегося;

- при разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ предусматривается возможность освоения дисциплин по выбору, в том числе специальных, обеспечивающих реализацию особых образовательных потребностей;

- при необходимости предусмотрено введение в индивидуальный учебный план специализированных адаптационных дисциплин (модулей), в том числе для профессиональной и социальной адаптации (Адаптационный модуль для лиц с ограниченными возможностями здоровья: Основы личностного роста, Развитие ресурсов организма);

- для студентов с ограниченными возможностями здоровья устанавливается особый порядок освоения модулей (дисциплин) по физической культуре и спорту на основе принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;

- при выборе мест прохождения практики студентами с ограниченными возможностями здоровья при необходимости учитывается состояние их здоровья и доступность баз практики для данных обучающихся с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и медикосоциальной экспертизы, а также профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом трудовых функций;

- форма проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для студентов с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей, при необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа;

- проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание адаптированных фондов оценочных средств и позволяющее оценить достижение запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья

Предусматривается обеспечение студентов с ограниченными возможностями здоровья печатными и/или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков

Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на год.

При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их закрепление на рабочих местах

Проводится ежегодный мониторинг наличия вакансий с адаптированными рабочими местами на крупных предприятиях города для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Проводится анализ возможности трудоустройства на предприятиях среднего и малого бизнеса.

Организуется взаимодействие с потенциальными работодателями в рамках ежегодной «Ярмарки вакансий».

Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Обеспечение учебно-методическими ресурсами

Информационно-библиографический отдел (кабинет №121) оборудован персональными компьютерами (2 шт.) на которых установлена свободная программа, с открытым исходным кодом для MS Windows NVDA (Non Visual Desktop Access), которая позволяет незрячим или людям с ослабленным зрением работать на компьютере без применения зрения, выводя всю необходимую информацию с помощью речи. Версия NVDA 2017.3.

Осуществляется доступ к электронным ресурсам:

˗        Электронный каталог;

˗        ЭБС «Лань»;

˗        ЭБС «Университетская библиотека онлайн»;

˗        Электронная библиотека НТИ.

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса

Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ входят организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».

Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "Физическая культура и спорт"

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.

 

Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура»

1. Под руководством преподавателя, обучающиеся на занятиях по физической культуре овладевают системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности. Учатся объяснять значение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности; приобретают опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2. Формирование результатов освоения учебной дисциплины «Физическая культура» как части образовательной программы на основе получаемых знаний, умений и навыков. По итогам изучения дисциплины, обучающиеся должны иметь представление о физической культуре как части общечеловеческой культуры и ее роли в развитии человека и подготовке специалиста, об анатомо-морфологических особенностях и основных физиологических функциях организма человека, общей и специальной физической подготовке.

3. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны:

- владеть комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма с учетом имеющегося у него заболевания;

- применять навыки ситуативного подбора и использования средств и методик физического воспитания и психосоматической подготовки (в режимах мобилизации, восстановления и длительных усилий в учебной и практической деятельности).

 

Особенности реализации учебной дисциплины «Физическая культура»

1. Особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» осуществляется в соответствии с рекомендациями учреждений, осуществляющих медико-социальную экспертизу или психолого-медико-педагогической комиссии на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, таких как:

- индивидуализация методики и дозировки физических упражнений;

- системность воздействий целенаправленных комплексов упражнений и последовательности их применения;

- длительность применения физических упражнений;

- ступенчатое нарастание физических нагрузок;

- разнообразие и новизна в подборе физических упражнений (10-15% упражнений обновляются; 85-90% повторяются для закрепления достигнутых целей);

- соблюдение цикличности при выполнении физических упражнений.

2. Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья состоят в следующем:

- содержание рабочей программы и условия обучения по дисциплине «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

- обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;

- наличие специальных условий для получения среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

 

Виды занятий

В зависимости от степени ограниченности возможностей и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов могут быть организованы в следующих видах:

- подвижные занятия адаптивной физической культурой в спортивном зале или на открытом воздухе (игровые виды по упрощенным правилам: футбол, баскетбол, бадминтон, волейбол и т.д.);

- занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта;

- терренкуры (дозированная физическая нагрузка (расстояние, темп, угол наклона) в виде

  • пешеходных прогулок в естественных природных условиях;
  • привлечение к соревнованиям и состязаниям в качестве судей;
  • лекционные занятия по тематике здоровьесбережения.

Занятия могут проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме с преподавателем, а также в виде самостоятельной работы (практической и теоретической).

 

Организация промежуточной аттестации

1. Формой контроля по дисциплине «Физическая культура» является зачет.

2. Требования для получения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

- оценивание уровня владения теоретическим материалом (в форме собеседования);

- оценивание степени самостоятельного освоения практической деятельности с учетом состояния здоровья обучающихся, показаний и противопоказаний к выполнению физических упражнений различной направленности.

Создание в толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

В институте создана толерантная социокультурная среда в целях помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Одним из направлений работы общественной добровольной молодёжной организации «Первые», является волонтёрское направление и ребята готовы осуществить посильную помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Наличие здравпункта

 

Дополнительная информация