Размер шрифта:  A A A A Цвет сайта:  A A A Обычная версия сайта

«Золотой фонд института». Евгений Николаевич Сафонов

10:55 25.09.2019 Новикова Наталья Николаевна

Почему не стал архитектором, как работа над износостойкостью валков привела к докторской диссертации и критерии идеального студента.

Евгений Николаевич Сафонов – доктор технических наук, старший научный сотрудник, директор Школы магистратуры, директор департамента естественнонаучного образования НТИ (филиала) УрФУ. В 1977 году окончил Нижнетагильский филиал УПИ по специальности «Оборудование и технология сварочного производства». Работал в Отраслевой лаборатории наплавки при кафедре металлургии сварки УПИ (г. Свердловск). В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1985 года направлен в группу Проблемной лаборатории УПИ в Нижнетагильский филиал института. В 1991 году возглавил кафедру технологии машиностроения и сварочного производства, преобразованную в 1995 году в кафедру «Сварочное производство и упрочняющие технологии». В 2006 году утвержден в ученой степени доктор технических наук, академик МАНЭБ.

- Евгений Николаевич, что повлияло на выбор будущей профессии и вуза?

Когда я поступал в Нижнетагильский филиал УПИ, впервые был открыт набор на дневную форму обучения по направлениям: сварка, обработка металлов давлением, – это казалось интересным. Кроме того, можно было учиться дома, никуда не ездить. В то время не было тенденции уезжать после школы в крупные города, к тому же с общежитиями в областной столице, например, у студентов всегда были проблемы. Поэтому я особо не колебался. Хотя все же съездил в Свердловск в архитектурную академию. Но там нужно было сдавать рисунок как профильный экзамен, а я им серьезно не занимался. Поэтому понял, что там конкурс мне не пройти. В итоге поступил в Нижнетагильский филиал УПИ на сварку.

- Чем запомнилась студенческая жизнь?

В результате активной профориентационной работы приемной комиссии у нас сложилась очень интересная группа. Многие ребята оказались яркими индивидуальностями, поэтому учиться было увлекательно. Присутствовало некое соперничество, оно подогревало интерес к получению и применению знаний. С третьего курса я начал активно работать в лаборатории, благодаря ведущему преподавателю - доценту Игорю Александровичу Толстову – он заинтересовал нас, студентов, научной работой. Мы сами создавали установки для нового, внедрявшегося тогда на предприятиях процесса плазменной резки металлов. Одну из таких изготовили и запустили самостоятельно во время производственной практики на заводе ОЦМ в г. Каменске-Уральском. Игорь Александрович возил нас в г. Коммунарск на завод, где в то время активно применялись передовые методы наплавки для восстановления металлургического оборудования. Это было востребовано, такие методы применялись и у нас на комбинате, и мы, студенты, занимались этими вопросами, участвуя в реальных научно-технических работах.

- Активная научная работа в студенческие годы определила Вашу судьбу? После окончания вуза Вы не пошли на производство…

Да, заниматься творческой деятельностью понравилось. Опять же И.А.Толстов активно способствовал выбору направления дальнейшего развития. По его рекомендации я поступил инженером в Отраслевую лабораторию наплавки УПИ (г.Свердловск), продолжил заниматься тем, над чем работал в Нижнем Тагиле. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию. А в 85-ом, после окончания аспирантуры, вернулся в родной город, в Альма-матер, по распределению. Здесь я вошел в состав научной группы Проблемной лаборатории УПИ. Перед нами стояла задача повышения срока службы прокатных валков. В то время на Нижнетагильском металлургическом комбинате для изготовления широкополочных балок использовалось оборудование, оснащенное импортными прокатными валками, износостойкость которых не удовлетворяла производство. Литейщики пытались создать отечественный аналог. А мы работали над задачей восстановления деталей прокатного оборудования, разрабатывали и испытывали технологии, которые бы позволяли улучшить свойства валков, повысить их износостойкость и срок службы. Эту задачу решали совместно со специалистами комбината, и весьма успешно – было зарегистрировано два изобретения, которые внедрены в производство, результаты всего комплекса научно- технических мероприятий были отмечены Государственной премией СССР. Материалы по этой работе во многом легли в основу моей докторской диссертации.

- Продолжаете заниматься исследованиями?

Сейчас для того, чтобы заниматься исследованиями в области материаловедения, необходимо сложное высокотехнологичное оборудование. То, что на поверхности, уже изучено, теперь необходимо изучать процессы формирования структуры и свойств материалов на уровне атомного строения. Мощные современные приборы, которые с этим справятся, дороги сами по себе, дорого программное обеспечение, их эксплуатация и обслуживание. Поэтому такое оборудование сосредоточено в крупных научных центрах, что конечно затрудняет получение новых результатов.

- Нужно ли иметь какие-то особые качества, чтобы заниматься наукой?

Как и в любой профессии, нужна склонность. Если у человека отсутствуют желание и интерес кропотливо постигать новое, насильно его не заставишь этим заниматься.

- Ваш идеальный студент?

Пожалуй, таковых две категории. Одни – выучили, что называется, «от сих до сих», честно сдали зачет, ответили на все вопросы. С ними просто нет забот. В этом смысле они идеальны. А есть и другие идеальные студенты. Такие интересуются дисциплинами, которые преподаю я или другие наставники, стремятся разобраться досконально, шире и глубже изучаемой программы. Они что-то читают по теме, может быть даже и не учебники, задают вопросы. С ними интересно общаться, в диалоге мы получаем новое знание друг от друга, что способствует взаиморазвитию.

- Как Вам удается совмещать административную, преподавательскую и научную деятельности?

Главное, правильно распределить время, обязанности и создать для работы спокойную, деловую атмосферу.