Размер шрифта:  A A A A Цвет сайта:  A A A Обычная версия сайта

Блиц-опрос ко Дню науки

12:40 08.02.2021 Новикова Наталья Николаевна

2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. Научное сообщество надеется, что внимание государства к сфере поднимет престиж научной работы, станет двигателем масштабных исследовательских, инфраструктурных проектов, призванных преодолеть современные вызовы. Кроме того, мероприятия Года науки и технологий могут повысить заинтересованность общества в научно-технологическом развитии страны.

Мы задали два вопроса преподавателям Нижнетагильского технологического института:

1. Какие перспективы для научной деятельности Вы видите в той области, которой занимаетесь?

2. Нужна ли популяризация науки? Как приобщить студентов к научной работе?

Владимир Фёдорович Пегашкин, доктор технических наук, профессор, зав кафедрой Общего машиностроения НТИ (филиала) УрФУ

Машиностроение является центром промышленности со множеством двухсторонних и односторонних связей с другими отраслями. Поэтому повышение эффективности машиностроительных производств является ключевым вопросом развития. А эффективность производства – это новые материалы, повышение долговечности машин за счет новых методов упрочнения поверхностей деталей, новые технологические процессы и способы обработки. Отдельный вопрос – это определение на стадии проектирования условий и режимов производства, позволяющих снизить стоимость и повысить производительность. Это возможно сделать на основе моделирования производственных процессов. Преимущественно моделирования математического. Разработка математических моделей процессов производства, с учетом всего многообразия действующих факторов и сложности их влияния и взаимодействия – это перспектива для научных исследований.

Популяризация какой-то области науки – это рассказ неспециалисту в этой области об удивительных научных достижениях, да так, чтобы слушатель понял. Помимо прочего, популяризация способна поднять общий уровень образования, способна заинтересовать и вовлечь в мир науки. Для уже состоявшихся учёных популяризация – отличный способ делиться своими знаниями.

Научная работа позволяет раскрыть творческую индивидуальность студента, его творческий потенциал. С магистрами все просто – у них научная работа является обязательным элементом учебного процесса. С бакалаврами сложнее. Должно быть желание студента не замыкаться на «стандартном» учебном процессе, познать что-то новое. Как показывает статистика, только 5% студентов предпочитают заниматься научной деятельностью и делают это по собственной инициативе. В любом случае для занятия научной работой должен быть интерес студента, должна быть интересная тема и условия. Ну и конечно способности и необходимые теоретические знания. А темы у нас есть.

Виктор Валентинович Гоман, кандидат технических наук, руководитель образовательной программы Мехатроника и робототехника, директор Центра научных исследований и инноваций НТИ (филиала) УрФУ

Я занимаюсь исследованиями в области электродвигателей, если быть точным - повышением их энергоэффективности. Электродвигатели потребляют 46% всей электроэнергии, вырабатываемой в мире. Если мы сумеем повысить КПД электродвигателей даже на 0,5-1%, это даст значительное сокращение энергопотребления, а значит снижение выбросов парниковых газов. Я считаю это очень важным для будущих поколений.

Популяризация науки безусловно нужна, т.к. информационное поле заполонили эзотерики, гомеопаты, астрологи, сторонники плоской земли и т.п. Обычно они делают подмену понятий, и научным результатом называют свое мнение, не подкрепленное исследованиями, проведенными по определенным правилам, принятым в мировом научном сообществе. Эти правила предполагают отсутствие фальсификаций, воспроизводимость результатов и их экспертную оценку научным сообществом. Сам периодически смотрю ролики блогеров-популяризаторов, например, Панчина и Водовозова. Особенно рекомендую ролик Панчина, где он общается с нейросетью!

Считаю, что приобщить студентов к науке можно только на примере успешных ученых. Если в круге общения студента таковые присутствуют, то и студент будет рассматривать такой вариант построения личного развития и карьеры.

Ксения Борисовна Пыхтеева, кандидат технических наук, доцент, руководитель образовательной программы Металлургия НТИ (филиала) УрФУ

Черная металлургия – это один из самых важных секторов хозяйственного комплекса России. Эту отрасль можно назвать базой для развития почти всех секторов отечественной промышленности. Металлургия – это деятельность, требующая внедрения инновационных технологий. Поэтому необходимо вести исследовательские работы. На мой взгляд, на сегодняшний день самым актуальным вопросом являются решение проблемы энерго- и ресурсосбережения. Также необходимо понимать, что мы вступили в новую эру - эру цифровизации, и металлургическая промышленность тоже становится все больше цифровой.

Наука – это на самом деле очень интересно. Конечно, для того, чтобы заниматься исследованиями, необходимы знания, но благодаря, например, проектному обучению есть возможность познавать те или процессы за счет разработки конкретной задачи. Популяризация науки тоже необходима, как и приобщение студентов к научной работе. Сделать это можно за счет различных мероприятий: конференций, семинаров, хакатонов, конкурсов.

Евгений Александрович Хмельников, доктор технических наук, профессор, зав.кафедрой Специального машиностроения НТИ (филиала) УрФУ

Перспективы есть. Оборонная наука является важной составляющей всей российской науки, поскольку на основе современных оборонных технологий развиваются многие направления гражданской промышленности. Радиоэлектроника, например, совершенствовалась в основном благодаря тому, что необходимо было создавать противоракетную защиту, современные виды наведения ракет и боеприпасов на цели. Возьмем еще один пример - разработка пластиковых материалов. Угле- и стеклопластик в первую очередь использовались для защиты ракет от перегрева. Сейчас в гражданской промышленности эти материалы применяются, например, для изготовления лыжных палок. 

Если говорить о науке непосредственно на нашей кафедре, то любой университет превратится в училище, если он не будет заниматься наукой. Инженер отличается от простого исполнителя тем, что он смотрит вперед, он должен продвигать новые идеи, создавать новые приспособления и конструкции, новые технологические процессы. Наука на кафедре Специального машиностроения в Нижнетагильском технологическом институте (филиале) УрФУ существовала со времени зарождения кафедры. Сейчас появляются новые направления научной работы, связанные с применением реакционных материалов в конструкциях изделий, использованием пластиков. 

Мы постоянно привлекаем к исследовательской деятельности студентов. Только в 2020 году ребята стали участниками крупных научных конференций в Новосибирске, Ижевске, в нашем институте, в Нижнетагильском институте испытания металлов. Как правило, их работы заслуживают высоких оценок. Так, в октябре минувшего года на 17-ой Всероссийской научно-технической конференции «Проектирование систем вооружений, боеприпасов и измерительных комплексов» на территории Государственного демонстрационно-выставочного центра вооружения и военной техники ФКП «НТИИМ» Семён Ильин и Вероника Ширяева получили дипломы за лучшие доклады молодых ученых. А преподаватели кафедры Иван Смагин и Татьяна Заводова стали лауреатами II степени премии губернатора Свердловской области среди молодых ученых по направлению «Инженерные науки».

Елена Владимировна Долженкова, кандидат экономических наук, доцент департамента Гуманитарного и социально-экономического образования, руководитель образовательной программы Экономика НТИ (филиала) УрФУ

В условиях цифровой экономики с очень быстрым темпом жизни возникают определенные сложности для организации и проведения научных исследований. Одна из причин связана с необходимостью междисциплинарных исследований, для которых важны знания из других научных областей, в том числе психологии, медицины, информатики, математики и даже физики.

Практика преподавания в вузе указывает еще на одну проблему. Это нехватка времени на науку. Экономическая ситуация в стране меняется, государство принимает, актуализирует нормативно-правовые акты, а, следовательно, приходится постоянно быть в тренде и обновлять материалы своих лекций и практических занятий. На это уходит львиная доля времени. С переходом на дистанционное обучение появились новые сложности, связанные с необходимостью дополнительной подготовки к занятиям, позволяющей вовлекать студентов в процесс обучения. Такая ситуация не позволяет активно заниматься наукой, но перспективы все же есть. Они связаны со следующими возможностями:

– онлайн-доступ к ЭБС;

– организация различных онлайн-курсов повышения квалификации, что помогает развить и преумножить междисциплинарные знания;

– коллаборация с учеными других стран для совместной организации научной деятельности;

– повсеместное развитие информационных технологий.

Нужна ли популяризация науки? Если речь идет о качественной популяризации, то в этом случае она может способствовать повышению уровня образования. С этой точки зрения, я думаю, это обязательно, но при одном важном условии. Заниматься популяризацией должны специалисты. 

Что касается студентов, безусловно, научная работа идет им на пользу, а сами научные исследования увлекают их, повышают интерес к образовательной программе, профессии. Изучая экономические законы, современные исследования, проводя факторный анализ различных экономических моделей, студенты узнают много интересных фактов, а, быть может, открывают новые. Впоследствии полученные знания такие студенты успешно применяют на практике и становятся высококвалифицированными востребованными специалистами.