Доступная среда
Показатель |
Наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) |
Нормативное обеспечение |
|
Локальные нормативные акты (с внесением изменений) |
|
Закрепление функций по организации образовательного процесса за структурными подразделениями |
Школа бакалавриата, директор школы Ходырев Александр Анатольевич, тел. (3435) 25-58-83 |
Ведение специализированного учета |
В институте осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах поступления и обучения. В рамках работы по трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ оказывается приоритетная помощь и содействие, в том числе осуществляется поиск потенциальных работодателей, предоставляющих работу, требующую высокой квалификации, но не требующую ежедневного присутствия специалистов данной категории в той организации, где они будут работать. |
Особенности приема инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
Сотрудник отборочной комиссии, ответственный за взаимодействие с абитуриентами-инвалидами и их родителями |
Ответственный секретарь отборочной комиссии – Шляпников Юрий Лоэнгринович, (3435) 25-56-10 |
Правила приема |
|
Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов |
|
Реализация требований по доступности зданий и сооружений института и безопасного в них нахождения |
|
Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека |
На территории института предусмотрены места для парковки автотранспорта лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в здание учебного корпуса, расположенного по адресу: 622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 59 (литер: А, а, а1, а2, а3), оборудован пандусом с поручнями, установлена кнопка вызова помощи для инвалидов. Вход в здание учебного корпуса, расположенного по адресу: 622007, Свердловская область, г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, д. 14а (литер А, А1, А2, А3), оборудован пандусом с поручнями, установлена кнопка вызова помощи для инвалидов. На входах в здания установлены тактильные таблички с информацией о наименовании и графике работы образовательной организации, на контрастном фоне с дублированием шрифтом Брайля. У входов в здания размещена противоскользящая лента. Обеспечение доступа в помещения осуществляется при помощи волонтеров. Обеспечен доступ лиц, являющихся слепыми и использующих собаку-поводыря, в здания института. На прозрачные двери внутри учебных корпусов наклеен знак «Желтый круг». В здании учебного корпуса, расположенного по адресу: 622031, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 59, оборудовано помещение санитарно-бытового назначения (туалет) для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В УрФУ на постоянной основе работает Координационная группа по инклюзивному образованию, целью которой является обеспечение эффективности взаимодействия структурных подразделений университета, участвующих в обеспечении условий инклюзивного образования (приказ по университету №858/03 от 17.11.2015 года). Проведено техническое обследование здания и территории на предмет доступности маломобильными группами населения, получены рекомендации мероприятий по обеспечению доступности маломобильными группами населения. Разработаны паспорта доступности для инвалидов объектов института и предоставляемых на них услугах в сфере образования. Разработана дорожная карта по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов института и предоставляемых на них услуг на период до 2030 года. Сотрудники института ознакомлены с методическим пособием по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, и оказания при этом необходимой помощи. По требованию предоставляются услуги ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в т.ч. услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. |
Кадровое обеспечение |
|
Наличие в штате сотрудников для работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ |
Привлечение при необходимости сурдопереводчика, тифлопедагога, педагога-психолога на период обучения студента-инвалида или студента из числа лиц с ОВЗ |
Сопровождение вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ |
|
Информационная открытость |
|
Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей |
На официальном сайте имеется раздел «Доступная среда», отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ. На сайте имеются версия для слабовидящих: AAA |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Подраздел "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса" специального раздела "Сведения об образовательной организации" содержит информацию о материально-техническом обеспечении, в том числе приспособленном для инвалидов и лиц с ОВЗ:
|
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
|
Разработка адаптированных основных образовательных программ. Выбор методов обучения, исходя из их доступности |
Институтом предусмотрена адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья, в частности: - для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена возможность обучения по индивидуальному учебному плану в сроки, установленные федеральными государственными образовательными стандартами и самостоятельно установленными образовательными стандартами; - при составлении индивидуального графика обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий и организации самостоятельной работы обучающегося; - при разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ предусматривается возможность освоения дисциплин по выбору, в том числе специальных, обеспечивающих реализацию особых образовательных потребностей; - при необходимости предусмотрено введение в индивидуальный учебный план специализированных адаптационных дисциплин (модулей), в том числе для профессиональной и социальной адаптации (Адаптационный модуль для лиц с ограниченными возможностями здоровья: Основы личностного роста, Развитие ресурсов организма); - для студентов с ограниченными возможностями здоровья устанавливается особый порядок освоения модулей (дисциплин) по физической культуре и спорту на основе принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры; - при выборе мест прохождения практики студентами с ограниченными возможностями здоровья при необходимости учитывается состояние их здоровья и доступность баз практики для данных обучающихся с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и медикосоциальной экспертизы, а также профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом трудовых функций; - форма проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для студентов с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей, при необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа; - проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание адаптированных фондов оценочных средств и позволяющее оценить достижение запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. |
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья |
Предусматривается обеспечение студентов с ограниченными возможностями здоровья печатными и/или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. |
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ |
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. |
Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков |
Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на год. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. |
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их закрепление на рабочих местах |
Проводится ежегодный мониторинг наличия вакансий с адаптированными рабочими местами на крупных предприятиях города для инвалидов и лиц с ОВЗ. Проводится анализ возможности трудоустройства на предприятиях среднего и малого бизнеса. Организуется взаимодействие с потенциальными работодателями в рамках ежегодной «Ярмарки вакансий». |
Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
|
Обеспечение учебно-методическими ресурсами |
Информационно-библиографический отдел (кабинет №121) оборудован персональными компьютерами (2 шт.) на которых установлена свободная программа, с открытым исходным кодом для MS Windows NVDA (Non Visual Desktop Access), которая позволяет незрячим или людям с ослабленным зрением работать на компьютере без применения зрения, выводя всю необходимую информацию с помощью речи. Версия NVDA 2017.3. Осуществляется доступ к электронным ресурсам: ˗ Электронный каталог; ˗ ЭБС «Лань»; ˗ ЭБС «Университетская библиотека онлайн»; ˗ Электронная библиотека НТИ. |
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению |
|
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса |
Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ входят организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура». |
Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "Физическая культура и спорт" |
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура» 1. Под руководством преподавателя, обучающиеся на занятиях по физической культуре овладевают системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности. Учатся объяснять значение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности; приобретают опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. 2. Формирование результатов освоения учебной дисциплины «Физическая культура» как части образовательной программы на основе получаемых знаний, умений и навыков. По итогам изучения дисциплины, обучающиеся должны иметь представление о физической культуре как части общечеловеческой культуры и ее роли в развитии человека и подготовке специалиста, об анатомо-морфологических особенностях и основных физиологических функциях организма человека, общей и специальной физической подготовке. 3. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны: - владеть комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма с учетом имеющегося у него заболевания; - применять навыки ситуативного подбора и использования средств и методик физического воспитания и психосоматической подготовки (в режимах мобилизации, восстановления и длительных усилий в учебной и практической деятельности).
Особенности реализации учебной дисциплины «Физическая культура» 1. Особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» осуществляется в соответствии с рекомендациями учреждений, осуществляющих медико-социальную экспертизу или психолого-медико-педагогической комиссии на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, таких как: - индивидуализация методики и дозировки физических упражнений; - системность воздействий целенаправленных комплексов упражнений и последовательности их применения; - длительность применения физических упражнений; - ступенчатое нарастание физических нагрузок; - разнообразие и новизна в подборе физических упражнений (10-15% упражнений обновляются; 85-90% повторяются для закрепления достигнутых целей); - соблюдение цикличности при выполнении физических упражнений. 2. Особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья состоят в следующем: - содержание рабочей программы и условия обучения по дисциплине «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; - обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся; - наличие специальных условий для получения среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Виды занятий В зависимости от степени ограниченности возможностей и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов могут быть организованы в следующих видах: - подвижные занятия адаптивной физической культурой в спортивном зале или на открытом воздухе (игровые виды по упрощенным правилам: футбол, баскетбол, бадминтон, волейбол и т.д.); - занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта; - терренкуры (дозированная физическая нагрузка (расстояние, темп, угол наклона) в виде
Занятия могут проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме с преподавателем, а также в виде самостоятельной работы (практической и теоретической).
Организация промежуточной аттестации 1. Формой контроля по дисциплине «Физическая культура» является зачет. 2. Требования для получения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: - оценивание уровня владения теоретическим материалом (в форме собеседования); - оценивание степени самостоятельного освоения практической деятельности с учетом состояния здоровья обучающихся, показаний и противопоказаний к выполнению физических упражнений различной направленности. |
Создание в толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам |
В институте создана толерантная социокультурная среда в целях помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Одним из направлений работы общественной добровольной молодёжной организации «Первые», является волонтёрское направление и ребята готовы осуществить посильную помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. |
Наличие здравпункта |
|
Дополнительная информация |
Проект "Цифровое решение распознавания азбуки Брайля"
"Цифровое решение распознавания азбуки Брайля" позволяет: распознавать двусторонний текст, русский, английский и математический языки, выводить распознанный текст поверх изображения или отдельно.
Данное цифровое решение http://angelina-reader.ru находится в свободном доступе и может быть использовано гражданами, профильными сообществами, государственными и иными организациями, предоставляющими людям с нарушением зрения услуги в различных сферах.